Как провести CustDev
Инструкция
CustDev (Customer Development) исследует потребности клиента через проведение специальных «глубинных или проблемных» интервью.
Проблема:
Неправильно выявлены потребности клиента, что может привести к низким продажам, ненужному продукту, и, как следствие, плохому маркетингу.
Решение:
Провести глубинные интервью минимум с 10 представителями вашей ЦА,
и продать части из них свой продукт.
Чтобы было легче и проще понять тему кастдевов, изучите конспект книги «Спроси маму» от журнала Tinkoff. В идеале (как будет время) прочитать книгу в оригинале.
Антон Ларкин
Бизнес-тренер, маркетолог
Алгоритм CustDev для быстрого старта:
Теперь подробно пройдемся по каждому пункту.
1
Гипотеза по БПСВ
Б-Боль. Боли — это конкретные проблемы вашей целевой аудитории, которые она не может решить, но находится в процессе поиска их решения.
Очень часто боли путают с потребностью.
Боли начинаются со слова «НЕТ»
В болях нужно сформулировать то, чего у аудитории нет.

- Нет времени на общение с организаторами праздников.
- Нет времени на поиск пекарен и выбор тортов.
- Нет сил на самостоятельное оформление мероприятия декором (надувать шарики, прикрепить ленточки).

П-потребность. Потребность — это то, что человек хочет получить.
Потребность начинается со слова «ХОЧУ»
Напишите по 3-4 потребности у разных сегментов ЦА (например, отдельно для тех, у кого ограничен бюджет, и отдельно для тех, кто уже избалован возможностями)

- Хочу ни о чем не думать и получить мероприятие под ключ.
- Хочу порадовать ребенка и уложиться в бюджет.
- Хочу, чтобы все родственники обзавидовались самому лучшему празднику на районе.

С-страхи. Это то, чего аудитория боится.
Напишите по 3-4 страха у разных сегментов ЦА

- Аниматор опоздает на праздник
- Аниматор приедет не в том костюме, который был заявлен
- Детям не понравится программа, они не станут играть
- Аниматор не справится с толпой, мероприятие превратится в балаган
В-возражения. Это отговорки, сомнения и переживания, из-за которых аудитория не может принять решение о покупке в моменте.
Напишите по 3-4 возражения у разных сегментов ЦА:
- У меня дома мало места для проведения программы
- У конкурентов дешевле, за что доплата?
- Мой ребенок уже вырос из аниматоров

Очень важно, чтобы вы не использовали в слепую наши примеры по БПСВ, а составили свои. У вас разные города, разные бюджеты, разные виды праздников, поэтому БПСВ не могут быть одинаковыми для всех.
Антон Ларкин
Бизнес-тренер, маркетолог
2
Набираем респондентов на интервью
Нам нужно 15-20 откликнувшихся человек, ибо кто-то так и не дойдет до созвона, кто-то соскочит. В итоге мы должны созвониться минимум с 10-15 людьми, чтобы сделать релевантную выборку и подтвердить свои гипотезы или опровергнуть их.
Первые 2-3 интервью проводите вы лично, тестируя скрипт беседы и подбирая вопросы. Далее вы обучаете своего помощника (присутствуете при проведении 1-2 интервью и смотрите, как он ведет диалог, как задает вопросы, дожимает ли собеседника до развернутых и глубоких ответов). И после, убедившись, что помощник понимает суть и цель каждого вопроса для CustDev, делегируете ему эту задачу.
3
Проводим интервью в формате CustDev
Основная линия беседы идет по пяти точкам в контексте вашего продукта:
Точка А
    1. Какая проблема сейчас наиболее актуальна?
    2. Как решаете данную проблему?
    3. Сколько денег/времени/сил потратили на ее решение
    Если респондент не задействовал никаких ресурсов на решение проблемы, то это не проблема, и нужно искать дальше. Допустимо предложить варианты из вашей гипотезы.

    1. Актуальна ли для вас такая проблема? (приводим пример проблемы)
    2. Было ли у вас такое? (приводим пример проблемы
      Точка Б
      1. Каким вы видите идеальный результат?
      2. Чего вам хотелось бы?
      3. Что будет, когда вы его получите?
      Страхи и преграды
      1. Почему вы до сих пор не решили проблему?
      2. Чего вы боитесь больше всего?
      3. Что будет, если этот страх реализуется?
      Возражения
      1. Что для вас важно?
      2. К кому уже обращались за помощью?
      3. Что вас отталкивает?
      Критерии выбора
      1. На что вы ориентируетесь при выборе услуги? Где обычно ищете услуги?
      2. На что в первую очередь обращаете внимание на сайте / в социальных сетях компании?
      3. На какие паблики и блогеров нашего города вы подписаны?
      Кроме того, во время интервью в первой части нужно провести классификацию клиента (нарисовать его портрет), чтобы понять, насколько его ответы релевантны для вашей ниши.
      Яляется ли достоверным источником информации для ниши детских праздников респондент, у которого нет своих детей?
      А респондент, который всегда устраивает только домашние посиделки на узкий круг семьи без аниматоров, покупных тортов? Просто праздничный ужин и задутые свечи?
      Мы подготовили список возможных вопросов для ниши детских праздников, используйте их целиком, частично или для вдохновения
      В момент исследования можно делать продажи, если человеку это интересно. Однако во время первых звонков у вас еще не будет готово предложение, поэтому в конце беседы предложите клиенту повторный звонок, на котором вы презентуете итоговую обновленную программу.
      Антон Ларкин
      Бизнес-тренер, маркетолог
      Например (адаптируйте под себя):
      *ИМЯ*, спасибо вам большое за обратную связь! Это очень круто и ценно для нас. Давайте мы поступим следующим образом: сейчас наша команда разработает предложение, в котором будут отражены и ваши пожелания от А до Я, и мы перезвоним вам через неделю, когда все будет утверждено и упаковано.

      Если вам это будет интересно, вы сможете оформить заказ. Нет, так нет, ничего страшного. Договорились?
      Как проводить интервью?
      • 1
        Звоните лично и ставьте разговор на запись
      • 2
        Первые интервью проводите самостоятельно, чтобы скорректировать портреты по болям, потребностям, страхам и возражениям
        Остальные беседы с клиентами может проводить ваша команда
      • 3
        Составьте вступление для беседы и сориентируйте собеседника по времени (15–25 минут)
        «Здравствуйте, *ИМЯ*! Спасибо, что уделили время. Мы сейчас хотим улучшить наше предложение / думаем запускать новый продукт. Мы хотим исследовать потребности наших клиентов и понять как мы можем сделать программу максимально полезной для вас. Я задам вам несколько вопросов - постарайтесь отвечать максимально развернуто. Если у вас есть какая-то история, то расскажите ее. Для нас это будет очень ценно. Мы постараемся сделать это общение максимально полезным и приятным для нас всех. Обещанные бонусы (если они есть) я выдам в самом конце. По времени это занимает в среднем от 15 до 25 минут»
      • 4
        Больше слушайте и спрашивайте про опыт
        Во время интервью вам не нужно давать рекомендации, вам нужно слушать. Записывайте цитаты ваших респондентов (их мы будем использовать везде, во всех материалах и прогревах в маркетинге)
      • 5
        Обязательно поблагодарите собеседника в финале разговора
      4
      Корректируем портреты по БПСВ и записываем цитаты
      Скачайте таблицу для фиксакции ответов на кастдевах и обязательно посмотрите пример проведения интервью.
      Если после интервью пункты БПСВ практически не изменились, то вы либо идеально знаете и понимаете свою аудиторию, либо вы плохо провели интервью и не докопались до золота.
      Антон Ларкин
      Бизнес-тренер, маркетолог
      5
      Обрабатываем результаты CustDev
      Результатом CustDev должен стать документ с подробным описанием той аудитории, которая будет покупать ваши продукты. Ваша задача внимательно изучить таблицу по CustDev и вытащить оттуда все ключевые смыслы, расположив их по шаблону.
      Удачи!
      Made on
      Tilda